«В любви нет страха». Интервью епископа Чимкентского и Туркестанского Хрисанфа

2 декабря 2022 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Хрисанфа (Коноплева) во епископа Чимкентского и Туркестанского. Митрополит Александр сослужил Святейшему Патриарху Кириллу за Литургией и принял участие в хиротонии архимандрита Хрисанфа (Коноплева).

 

Решением Священного Синода от 24 марта 2022 года из состава Уральской и Чимкентской епархий выделена Актюбинская епархия (в границах Актюбинской и Кызылординской областей). Принимая во внимание образование на территории Южного Казахстана Туркестанской области с административным центром – городом Туркестаном, в целях дальнейшего развития церковной жизни в регионе Священный Синод постановил епархиальному архиерею Чимкентской епархии иметь титул «Чимкентский и Туркестанский». Чимкентская и Туркестанская епархия объединяет приходы на территории г. Чимкента, Туркестанской и Жамбылской областей Казахстана. В пределах епархии проживает более 4 миллионов человек.

 

Епископ Чимкентский и Туркестанский Хрисанф (в миру – Сергей Михайлович Коноплев) родился 16 апреля 1962 года в столице Казахстана городе Алма-Ате, там же окончил школу № 63 г. и музыкальное училище им. П.И. Чайковского. Работал в Алма-Атинском объединении музыкальных ансамблей. Духовное образование получил в Алма-Атинском епархиальном духовном училище, Московской духовной семинарии и Московской духовной академии.

 

До посвящения в епископы владыка трудился преподавателем Алма-Атинской духовной семинарии, заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин, председателем Синодальной комиссии Казахстанского Митрополичьего округа по тюремному служению, являлся и является поныне настоятелем храма свв. Адриана и Наталии пос. Отеген-Батыр Алма-Атинской области, который был возведен под его руководством.

 

Пострижен в монашество с именем Хрисанф в честь мученика Хрисанфа Римского 1 апреля 2021 года митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. 1 ноября прошлого года назначен на должность наместника главы Казахстанского митрополичьего округа в Чимкентской епархии. 13 октября 2022 г. решением Священного Синода избран Преосвященным Чимкентским и Туркестанским, 22 октября – за Литургией в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты митрополитом Александром возведен в сан архимандрита.

 

5 ноября этого года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве наречен во епископа, 2 декабря – хиротонисан за Литургией в Храме Христа Спасителя.

 

– Владыка Хрисанф, 2 декабря 2022 года вы были возведены в сан епископа. Вопрос традиционный, но все же хочется Вам его задать: что Вы чувствовали во время хиротонии?

 

– К моменту епископской хиротонии я уже прошел несколько подготовительных этапов, таких как: беседа со Святейшим Патриархом Кириллом, избрание, а затем наречение меня во епископы. И в это время меня посещали самые разные чувства и мысли: и трепет, и осознание собственного недостоинства и несовершенства, и желание понять Промысел Божий обо мне.

Сама же епископская хиротония, которая состоялась 2 декабря сего года в храме Христа Спасителя, стала для меня событием беспрецедентного масштаба и оставила неизгладимые впечатления в моей душе. Великолепие богослужения, которое возглавил Предстоятель нашей Церкви, Святейший Патриарх Кирилл, богатейшая храмовая архитектура и убранство, высокий профессионализм исполнения литургических песнопений – все это вызвало чувство безграничной радости от осознания красоты и величия нашей веры. Помню, что во время этого богослужения пришел на ум эпизод из жития князя Владимира, когда его послы, вернувшись из разных стран, рассказали ему о красоте православного византийского богослужения. «Не знали мы, – говорили они, – на небе или на земле были, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

 

– Могли Вы когда-нибудь представить, что станете епископом?

 

– Сказать начистоту – никогда об этом и не помышлял, и даже представить не мог. Ведь я из белого священства, хотя всегда восхищался высотой монашеского подвига и очень уважал избравших этот путь. Но что Господь даст возможность мне самому следовать этому пути, еще и в епископском сане, – это стало для меня неожиданностью.

 

– Возглавил Вашу хиротонию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал Вас на служение. Какие слова, пожелания, советы запомнились Вам? Что особенно сильно отозвалось в Вашем сердце?

 

– Каждое слово из напутствия Святейшего Патриарха имеет для меня особенную ценность, и само напутствие является для меня своеобразным кодексом, определяющим весь строй и порядок моей жизни и деятельности в епископском сане. Но наиболее важными и жизнеутверждающими стали слова предостережения от чувства отчаяния, могущего возникнуть в процессе размышления о трудности и невозможности своими силами совершать этот подвиг. Святейший Патриарх заповедовал в такие моменты вспоминать наставление Господа нашего Иисуса Христа о том, что невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27).

 

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем впечатлении от разговора с Патриархом. Что Вы вынесли из этого общения? Что Вас воодушевило, укрепило, придало сил для совершения дел на новом, столь сложном, поприще?

 

– Надо сказать, что к Святейшему Патриарху Кириллу у меня особо благоговейное отношение. На протяжении многих лет самыми главными моими настольными книгами являются труды нашего Первосвятителя, которые ежегодно выпускает издательство Московской Патриархии. Наставления и мудрые советы, которые содержатся в этих богословских трудах, исполнены ревности о Боге, о славе Православной Церкви и о духовном возрастании народа. Поэтому они являются для меня фундаментальной основой в моей пастырской деятельности, которая совершается в нашем быстро меняющемся мире. Изучая труды Святейшего, могу без преувеличения сказать, что наш Патриарх создал новое направление в богословской науке – патристический синтез, объединяющий православное богословие с вызовами современности. Его труды имеют ценность как для ученых, так и для простых людей, поскольку наряду с серьезными богословскими темами даются простые примеры из жизни человека. Нам, священнослужителям, Патриарх Кирилл дает ориентир в пастырском служении, предоставляет возможность простыми словами и вместе с тем богословски обоснованно объяснить всем верующим то, в каком мире мы сейчас живем, с чем встречаемся, какую опасность для нас представляют, может быть, даже и безобидные, на первый взгляд, слова и идеи, которые транслируются извне.
Патриарх четко и ёмко характеризует те явления и беспрецедентные вызовы, с которыми Церковь столкнулась в XXI веке, – такими, как либеральная идеология в ее постмодернистском контексте, отрицающая любую истину, трансгуманизм, вмешивающийся в природу человека путем ее совмещения с искусственным интеллектом, и прочими. Ведь ничего подобного человечество никогда не переживало. В трудах Святейшего дается разъяснение всем этим явлениям, их четкая дифференциация, и становится абсолютно понятным, где зло, где добро, а где зло мимикрирует под добро.

 

– Чем вы будете руководствоваться в своем архиерейском служении?

 

– Ответ на этот вопрос содержится в третьем тексте «Исповедания и обещания архиерейского», который произносится ставленником на епископской хиротонии и представляет собой четкое руководство для архиерейского служения. Будущий епископ дает обещание соблюдать и сохранять каноны Святой Церкви, заботиться о сохранении церковного мира, мудро и с любовью управлять вверенной ему паствой, а при необходимости, с кротостью и по разуму противостоять противникам Церковного учения, дабы привести их к покаянию. Постараюсь в своем служении следовать всем этим правилам.

 

– Какие у вас самые ближайшие планы по дальнейшему развитию и благоустройству Чимкентской и Туркестанской епархии, вверенной Вашему управлению?

 

– Основной, приоритетной задачей станет создание на территории епархии православных молодежных центров, в которых молодому поколению прививались бы чувство ответственности за будущее нашей Церкви, нашего народа и всей нашей страны в целом. Цель создания таких центров – подготовка кадров священно- и церковнослужителей для продолжения и расширения богослужебной, катехизаторской и благотворительной миссии Православной Церкви в Казахстане. Здесь предстоит огромная работа.

 

– Есть ли уже сейчас видение того, как будет строиться деятельность в сферах социального служения, благотворительности, духовно-просветительской, катехизаторской и молодежной работе?

 

– За время моего пребывания в Чимкентской епархии на должности наместника векторы такой работы уже намечены. К примеру, в настоящее время ведется работа по созданию волонтерского движения на базе социально-благотворительного отдела епархии. К участию в этом движении приглашаются члены Славянского культурного центра г. Чимкента. Кроме того, ведется активная благотворительная работа по окормлению таких социальных учреждений, как детские дома, интернаты для престарелых и т. д. Параллельно с этой работой мы планируем проводить дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей воскресных школ епархии для детей и для взрослых. На таких курсах должно быть уделено внимание основам краеведения.

В приоритете у нас также повышение образовательного уровня священников. Необходимо употребить все усилия, чтобы они заканчивали не только духовную семинарию, но и академию. Поскольку в наше время происходит борьба умов, противостояние на уровне идей, то священник должен во всем в этом прекрасно разбираться, участвовать в такой борьбе и выходить из нее победителем.

 

– Вы, наверняка, довольно неплохо за последнее время познакомились с ситуацией в Чимкентской епархии, с ее историей. Скажите, владыка, а есть что-то, чем она отличается от других. Какие у нее есть особенности, уникальность даже, которые Вы будете учитывать в своем служении?

 

– Одной из самых ярких особенностей, на мой взгляд, является многонациональность паствы, а также хорошее владение части православного населения государственным языком и проявление живого интереса к его изучению. На более глобальном уровне можно наблюдать заметное отличие культурного кода населения Южного Казахстана. Здесь бо́льшая часть народа отличается особой набожностью и тягой к духовной жизни. Скорее всего, это обусловлено тем, что на менталитет коренных жителей оказал влияние арабский халифат, простиравшийся в VIII в. до реки Талас в городе Таразе. Ярким примером выражения духовных интенций народа является мавзолей суфийского поэта Ходжи Ахмеда Яссауи, который имеет большой авторитет среди мусульман региона. Яссауи можно считать видным мусульманским просветителем, поскольку он сыграл значительную роль в распространении ислама в Средней Азии.

 

– Владыка, так и напрашивается заголовок для статьи: «Из музыкантов в архиереи»… Ведь когда-то в молодости Вы были музыкантом, играли в ансамбле. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к тому, чтобы искренне и по-настоящему обратиться к Богу?

 

– Как известно, пути Господни неисповедимы. И отцы Церкви свидетельствуют нам о том, что Дух дышит, где хочет и может привести к вере любого человека. История Церкви, повествует нам о жизни множества людей из разных сословий и разных социальных слоев общества – от простых крестьян до князей – которые вдруг обретали веру и в корне меняли свой привычный уклад жизни. Увлекаясь историей в свои молодые годы, я обращал на все эти факты внимание и задавался вопросом: что подвигает этих людей на такие кардинальные перемены в их жизни? Верующим я стал уже в сознательном возрасте, когда мне было 27 лет. Господь послал мне тяжелую болезнь, от которой я чуть было не умер. Во время этой болезни у меня произошла кардинальная переоценка ценностей – я вдруг задумался об ограниченности времени своего пребывания на этой земле, понял тщетность всей моей предыдущей деятельности, ее бесполезность, пустоту и бессмысленность. Кстати, святые отцы говорят, что именно музыканты в конце жизни чувствуют особенную пустоту и бесцельность прожитых лет, но мне Господь, по Своей милости, дал раньше это понять и даровал мне Свой бесценный дар – веру в Него, за что я бесконечно Ему благодарен.

 

– Вот это желание послужить Богу в священном сане, оставить все земные привязанности: работу, являвшую собой один из самых привлекательных видов деятельности для человека, друзей. Как оно родилось и смогло перевесить все то, что большинство людей держит вдали от Бога и Церкви мертвой хваткой…

 

– Когда я находился еще самом в начале пути своего духовного становления, то стал просить Бога о ниспослании мне настоящего духовного наставника. Довольно скоро мне посчастливилось попасть к духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Науму (Байбородину). Благодаря его духовному руководству, ценным советам и наставлениям, живому примеру служения Богу и людям, я и сделал такой крутой разворот в своей жизни. Поэтому помощь духовного наставника имеет огромное и даже определяющее значение в жизни христианина.

 

– Вас как человека, помимо прочего, одаренного даром музыканта, хочется спросить: а понятия «творчество» и «вера» взаимосвязаны? Как это может вместе уживаться?

 

– Здесь необходимо обратиться к догматическому богословию Православной Церкви, из которого мы узнаем, что отцы Церкви усматривали образ Божий в способности человека творить. Благодаря этой способности человек, по примеру сотворившего его Бога, может строить дома, города, корабли, писать картины, музыку. Хотя ему при этом необходимо прилагать определенные усилия: использовать для своего творчества вещество, ум, время и труд… Даже ангелы лишены такой возможности и не наделены Богом творческими способностями. Способность творить дана Богом для того, чтобы человек мог послужить этим даром Самому Богу, Церкви и людям. Мы знаем большое количество архитекторов, композиторов, поэтов, которые именно это и сделали, – посвятили свой дар Богу и людям. Творческий подход нужен и епископу, и священнику, потому что каждый человек, как творение Божие, уникален и к каждому нужно применить индивидуальный подход. Люди все разные и шаблонно мыслить в пастырской деятельности не получится. Одному твои слова проникают в самое сердце, а другой скажет: «Неубедительно». В целом же, невозможно представить нашу Церковь без творчества. Красота храмов, иконопись, церковное пение – все это требует творческих навыков.

 

– Это же один из вечных вопросов: как можно творчески себя раскрыть, будучи в полном послушании у Бога и послушании вышестоящим в строгой церковной иерархии?

 

– Можно. В вере, искреннем служении Богу творческий потенциал человека как раз и раскрывается полностью. Другое дело, куда направлено твое творчество? Можно построить храм, а можно – ресторан, питейное заведение. Можно созидать то, что будет способствовать росту духовности – и твоей, и других, а можно то, что будет уничтожать ее. Даже песни те же – есть те, что отдаляют от Бога, а есть те, что приближают к Нему – песнопения святого Иоанна Дамаскина, например. Творчество может помогать созидать, приводить к Богу, а может наоборот – разрушать, отдалять от Него. Поэтому творческий акт необходим, и между ним Церковью, верой и иерархией нет никакого противоречия, он в природе человека. Но творчество может, в зависимости от свободного выбора человека, данного ему Творцом, или приводить к Богу, или уводить от Него.

 

– Когда Вы, резко прекратили карьеру музыканта и изменили свою жизнь, были ли потом какие-то сомнения, искушения?

 

– Конечно же, поменять служение сцене на служение Богу и не испытать при этом искушений – невозможно. Почти все мои друзья – музыканты г. Алматы – пытались отговорить меня от следования выбранному пути, описывая перспективы моего великого музыкального будущего. Ведь столько трудов было положено на достижение каких-то видимых результатов – приходилось по 8 часов в день оттачивать свое мастерство музыканта. Потому моим друзьям и коллегам был совершенно непонятен мой выбор, и они даже начали сомневаться в моем душевном здоровье… К счастью, многие их них, так же как и я, пришли к вере, к Богу и воцерковились.

 

– Какими были Ваши первые послушания в начале Вашего духовного пути, что Вы тогда испытывали…

 

– Свой духовный путь я начал в Никольском соборе города Алма-Аты с самых простых послушаний, исполняя обязанности сторожа и дворника. И хотя это были самые простые и «несолидные» послушания, однако в душе я испытывал какую-то необъяснимую радость и спокойствие. Вспоминая состояние пустоты и бесцельности жизни, которые ощущал, будучи музыкантом, я вновь убеждался, что теперь нахожусь на правильном пути и что делаю то, что имеет смысл – глубокий, экзистенциальный. Когда душа получает именно духовную пищу, вот тогда наступает удовлетворение. И так Бог все устроил, что все в этом вещественном мире надоедает, кроме Него Самого.
Немного позднее к моим послушаниям сторожа и дворника добавилась обязанность чтеца на клиросе.

 

– С 1998 года Вы являетесь настоятелем Адриано-Натальинского храма, расположенном в поселке Отеген Батыр Алма-Атинской области. Он был возведен за весьма короткое время под Вашим руководством. Храм во имя мучеников Адриана и Наталии является одним из самых красивых и благоустроенных в Алма-Ате. Здесь создана прекрасная и дружная община. Владыка расскажите, пожалуйста, о том, как дальше будет развиваться приход?

 

– Отвечая на этот вопрос, хочу выразить огромную благодарность нашему митрополиту Александру за его решение присвоить Адриано-Натальинскому храму статус подворья Чимкентской епархии. Это позволит сохранить весь уклад привычной жизни прихода, и, надеюсь, приумножить его сплоченность и численный состав. Ведь приход нашего храма – это одна большая и дружная семья, а сам храм мы строили всем миром. Люди помогали, кто чем мог: кто – денежными средствами, кто – своим безвозмездным трудом, другие доброхоты готовили еду для строителей и служителей храма. Во время строительства на территории храма была создана братская община численностью до 30-ти человек, которые строили храм и получали духовную поддержку, а многие из них проходили реабилитацию от зависимостей – винопития и наркомании. За время строительства храма социализировалось в общей сложности около 100 человек. У нас все было устроено по типу трудовых домов, которые создавал когда-то святой Иоанн Кронштадтский.

 

– То есть не только храм строился, но и люди духовно и телесно возрождались…

 

– Да. Ведь что такое зависимость? Любая. Это ослабление воли, когда человек не может сопротивляться. А здесь – нужно встать рано утром, когда этого не хочется, есть пищу, которую дадут, а не которую хочешь. Кроме того, нужно выполнять различные послушания, которые не всегда хочется делать. А после послушаний еще и на богослужение идти. И хотя бывало, что ропщет какой-нибудь брат, но незаметно для него самого воля его укреплялась. Вот в этом и есть суть исправления – возродить в человеке способность сопротивляться своим греховным движениям души. Воля восстанавливается, и человек может противостоять своим пагубным желаниям, которые возбуждает в нем дьявол.

 

– Владыка Хрисанф, как складывалось Ваша совместная работа с главой Митрополичьего округа Казахстана митрополитом Александром? Какие Вы можете вспомнить важные моменты из Вашего общения с ним?

 

– Служение под руководством нашего владыки Александра – это особая милость от Господа. Вся его жизнь является для меня примером трудолюбия, самопожертвования, мудрости и человеколюбия. Я всегда поражался и восхищался его работоспособности, а также прекрасным дипломатическим даром, благодаря которому наш владыка митрополит Александр умеет найти общий язык со всеми: как с власть имущими, так и с простыми людьми. Говоря откровенно, многие положительные изменения на нашем приходе были совершены только благодаря его советам и благословениям. Так, например, я ни за что бы не решился на расширение алтарной части Адриано-Натальинского храма, однако, послушавшись совета митрополита Александра, все-таки провел реконструкцию, хоть это и было сложно, и в итоге получился прекрасный, больше чем прежде, атмосферный по архитектуре алтарь. Еще одним невозможным, на первый взгляд, мероприятием стала организация на территории нашего храма крещенских купаний 19 января каждого года. О таком я и не помышлял, поскольку вблизи храма нет подходящих для зимних купаний водоемов. Но по благословению и при молитвенной поддержке владыки митрополита это удалось осуществить, и теперь все желающие могут приобщиться к празднованию такого великого православного праздника как Крещение Господне, и освятить себя в водах этой великой Агиасмы. Люди очень благодарны за это нововведение и с радостью посещают храм в этот праздничный и великий день.

 

– Казахстан – особое место служения… На этой земле приняло мученическую кончину огромное число православных епископов, священников и простых мирян. Сейчас Вы стали главой Чимкентской епархии, где находится печально известная на весь мир Лисья балка – место расстрела и последнего упокоения тысяч православных христиан, место священное не только для православных христиан, но и для последователей всех традиционных конфессий Казахстана, поскольку здесь приняли смерть от рук палачей люди, принадлежащие к разным религиям. Что для Вас лично значит быть главой той епархии, где есть такое место? Ощущаете ли Вы помощь новомучеников?

 

– Считаю, что это милость Божия – служить на земле, освященной кровью стольких мучеников за веру. Мысль о том, что епархия имеет таких ходатаев перед Богом, окрыляет и дает надежду на то, что их молитвами всегда будет подаваться благодатная помощь, а церковное служение в Южном Казахстане будет укрепляться и давать добрые плоды. Святейший Патриарх Кирилл при вручении мне жезла в числе прочего сказал, что в трудные моменты необходимо обратить свой взор на пример новомучеников и исповедников Казахстанских, которые несли свое служение в гораздо более трудных обстоятельствах. Будем обращаться к ним в молитве, уверен – они обязательно утешат и помогут, потому что имеют такую силу от Бога.

 

– Владыка Хрисанф, какой Вы видите свою деятельность в таком важном для нашего Митрополичьего округа направлении, как увековечение памяти новомучеников и исповедников земли Казахстанской?

 

– В настоящее время планируется построить небольшой храм или часовню на территории мемориального комплекса «Лисья балка» близ Чимкента – месте расстрела и последнего упокоения тысяч православных христиан, в том числе священномучеников и мучеников, причисленных Церковью к лику святых. Кроме того, в епархии отсутствует литература, посвященная исследованию жизни и мученической кончины Чимкентских святых. По возможности планируется заняться составлением и издательством такого сборника.

 

– Мы все читали новость о том, как проходила Ваша хиротония во епископа. После нее Патриарх Кирилл сказал Вам свое напутственное слово. В нем была такая фраза: «…если в какой-то момент страх охватил сердце, нужно подавать в отставку, потому что архиерейское служение и страх несовместимы…» Во-первых, возникает такой вопрос: а какой страх может быть у архиерея, которому подвластно, если не все, то многое? Во-вторых, хочется спросить про наши страхи – простых смертных. Если наши сердца охватывает страх, и когда «не подашь в отставку»… что делать?

 

– По учению святых отцов, есть две формы страха – страх Божий, когда человек боится быть отделенным от Бога, и страх человеческий, который является одним из видов страстей поврежденной природы человека, греховным чувством и происходит от маловерия. Святейший Патриарх Кирилл в своей речи предостерег меня от возникновения в моей душе такого страха, поскольку если архиерей, да и любой другой православный христианин, испытывает какой-либо страх, кроме страха Божиего, значит, он не верит в помощь Божию, в Его Святой Промысел. Апостол Иоанн Богослов сказал: «В любви нет страха». Святые люди ничего не боялись: ни людей, ни обстоятельств. Любой страх, если это не страх Божий, несовместим не только с архиерейским служением, но и с христианством в целом.

По совету опытных старцев, чтобы победить в себе страх, необходимо ежедневно заниматься чтением Евангелия и житий святых. А доверие Богу помогает развить чтение такой замечательной и очень любимой мною книги, как «Илиотропион» святителя Иоанна Максимовича. В ней дана инструкция, как легче всего, не совершая каких-то больших и трудных для современного человека подвигов, преодолеть вот это чувство страха, полностью довериться Богу и ощутить Царствие Божие уже здесь, на нашей земле.

 

– Владыка, позвольте в заключение нашего разговора задать Вам вопрос уже как архипастырю от пасомых. Как человеку понять, что он уже чего-то все-таки достигает на пути своего духовного роста? Очень многие, даже из тех, кто внимательно относится к своему нравственному и духовному состоянию, сетуют на то, что не видят у себя никаких духовных сдвигов в лучшую сторону, а если они и есть то только в худшую…. Что совершают они одни и те же грехи, что часто холодны к церковным службам и молитве…

 

– Необходимо помнить, что, как учат святые отцы, чем ближе человек к Богу, тем больше он видит свое несовершенство. Но это правило применимо лишь в том случае, если человек в своем духовном делании «не халтурит», а исполняет по совести все, что предписывает Святая Церковь для спасения души. В духовной жизни главное – не забывать, что, по слову нашего Господа, «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е», то есть для возгревания в себе веры необходима ежедневная, и часто многолетняя, работа над собой. И результатов поначалу, может, будет совсем и не видно. Святой Дух скрывает наши преуспевания, чтобы мы не гордились. Но человек иногда впадает в уныние от мыслей, что он впустую и молится, и трудится. Таким помыслам, приводящим к отчаянию, доверять нельзя.
Своеобразным маркером духовного оздоровления можно считать отсутствие в себе мыслей осуждения, раздражения и гнева на людей.

 

– А как определить «качество» своих помыслов? Отрицательные они или положительные?

 

– Это очень сложно. Святые отцы говорят, что только на высотах духа можно научиться определять: от Бога они или нет? Но есть такой общеизвестный критерий: если помысл не смиряет – тогда он от лукавого, а если смиряет – тогда от Бога. Если у тебя все больше и больше помыслов, которые смиряют тебя, и ты перестаешь осуждать, гневаться, если все больше видишь в себе грехов – значит, ты на верном пути, поскольку, чем ближе к Свету, тем больше видно в себе темных сторон.

 

– Владыка Хрисанф, скажите, пожалуйста, свое назидательное слово в дни завершающегося Рождественского поста?

 

– Некоторыми святыми отцами замечено, что православные христиане, которые не соблюдают пост, постепенно утрачивают веру в Бога. Незаметно для человека она ослабевает и нередко исчезает вовсе. Поэтому подвиг поста – это одно из условий крепости нашей веры. Поэтому желаю всем достойно пройти поприще поста, укрепиться в вере и благочестии, победить все встречающиеся на пути искушения и соблазны и принести добрые духовные плоды в дар Рождающемуся в Вифлееме Господу нашему Иисусу Христу.

 

– Ваше Преосвященство, благодарю Вас за интересное общение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *